Как приучить ребенка к экологической ответственности: 6 шагов

0
72

В последнее время реализуется множество экологических проектов, все больше людей задумываются о будущем планеты. Но нужно ли приучать к этому детей? Эксперты считают, что прививать полезные экопривычки можно, но не следует вешать на ребенка груз экологических проблем. Так как сделать это правильно?

Родителям

Вопросам экологии уделяется много внимания, и неспроста — на каждого россиянина в год приходится 450 кг мусора, и, судя по всему, это не предел. Что можно сделать прямо сейчас?

Сформировать полезные привычки у себя, а также научить детей осознанно относиться к природе и заботиться об окружающей среде. Объяснить и на своем примере показать, что важно не только потреблять, но и давать вторую жизнь вещам, а также экономить и рационально относиться к природным ресурсам.

Почему важно приучать детей к заботе об экологии?

Когда вся семья прилагает определенные усилия: например, разделяет мусор, экономит свет и воду, сдает вещи на переработку и делает это сообща, ребенок перенимает эти принципы, в нем закладывается особое отношение к природе. Он понимает ее ценность, начинает беречь, и в дальнейшем переносит свое ответственное отношение во взрослую жизнь.

Помимо этого, ребенок начинает более внимательно относиться к людям, так как его повышенное внимание к природе будет проецироваться на весь окружающий мир. Говорить об охране окружающей среды с детьми можно с дошкольного возраста, но лучше делать это в игровой, более развлекательной форме.

В этот период дети отлично воспринимают всю информацию, а также наиболее активно подражают родителям — и в бытовом укладе тоже. Поэтому важно самому стать компетентным в вопросах экологии, выработать полезные привычки, и на своем примере показывать ребенку, как можно заботиться об окружающем мире.

С чего начать?

1. Смотрите фильмы, мультфильмы, документальное кино о природе с ребенком, рассказывайте про важность заботы об окружающей среде. Эффектно об экологических проблемах нашей планеты рассказывает документальный фильм «Дом» — вариант, скорее, для детей постарше. Но и дошкольникам есть, что посмотреть. Можно ориентироваться на специальные выпуски популярных мультипликационных сериалов: «Смешарики», «Фиксики», «Свинка Пеппа».

В качестве полнометражной альтернативы пойдут «Лоракс» и «ВАЛЛ-И», ставшие уже классикой. Важно смотреть фильмы и мультфильмы частями, попутно обсуждая волнующие или непонятные моменты.

2. Укрепляйте связь ребенка с природой: вместе выезжайте в лес, изучайте растения, рассказывайте об особенностях и жизни насекомых, которые попадаются на пути. Вместе посадите дерево, ухаживайте и наблюдайте за ним из года в год. Занимайтесь садоводством, уходом за растениями, посещайте парки и ботанические сады.

Читать также:  «Проще сделать самой»: как такая установка вредит женщинам | PSYCHOLOGIES

3. Начните вместе сортировать дома отходы: возьмите три основные фракции (стекло, пластик и картон), расскажите ребенку про свойства материалов и процессе их переработки. Объясните, как правильно сортировать мусор:

  • упаковка должна быть чистой;
  • сортировать необходимо по специальным маркировкам, указанным на упаковке.

Создайте дома отдельную зону для раздельного сбора и поручите ребенку следить, чтобы каждый тип отходов попадал в предназначенную для него коробку или контейнер. Если вы видите, что ребенку не очень интересно этим заниматься, превратите процесс сортировки в игру. Например, «какой контейнер заполнится быстрее». Как вариант — играть на скорость: кто быстрее и больше отходов распределит.

4. Отнесите вместе с ребенком использованные батарейки и пластиковые крышечки в специальное место для сбора. Объясните, для чего это нужно, и что происходит, когда подобный тип мусора попадает в почву или на мусоросжигательный завод. Многие компании организовывают сбор сырья для решения конкретных проблем.

Создайте традицию — вместе с ребенком регулярно сдавать опасные отходы на утилизацию. Это будет ваш совместный вклад в экологию окружающего мира и полезный семейный ритуал. Если ребенку не нравится или надоело заниматься сортировкой, то каждый такой поход можно сделать небольшим праздником.

Так, можно отвести ребенка покататься на лодке или поучаствовать в квесте на свежем воздухе. Но если вы видите, что ему нравится сдавать крышечки, просто похвалите. Скажите, что он стал совсем взрослым и понимает, как надо заботиться о природе.

5. Устройте ребенку урок знакомства с миром науки, оформите подписку на детский научный журнал «Юный Натуралист» (да-да, он еще существует). Понимание тех или иных свойств различных веществ и материалов играет важную роль в воспитании поколения, заботящегося об окружающей среде.

6. Не стройте систему вознаграждений на материальных благах, дарите ребенку эмоции и впечатления. Покажите ребенку, что важно не только потреблять и покупать что-то — научите получать удовольствие от простых вещей.

Бывает, что ребенок не хочет заниматься сортировкой мусора, отвергает любые ваши предложения поучаствовать. Как быть? Тут важно не настаивать. Просто отложите разговор на эту тему на месяц-два. Время от времени просите помочь найти маркировку на упаковке (как будто вы не смогли), увлекайте походами в парки, лес — постройте мотивационную систему на изучении природы. А позже вернитесь к вопросу раздельного сбора.

Привычки, которые ребенок приобретет в результате ваших совместных действий, построят правильную систему ценностей в будущем. Этой системой человек будет руководствоваться всю жизнь, если ее регулярно поддерживать. А это значит, он внесет огромный вклад в сохранение окружающей среды, своими усилиями поможет миру стать чище и гармоничнее.

Об авторе:

Наталья Овакимян — куратор центра научного образования детей.