Посмотреть 22 июня 2022 года: 5 фильмов о фашизме, снятых по реальным событиям | PSYCHOLOGIES

0
14

«Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. Так что упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу…» — писал Сергей Довлатов. История помнит примеры, когда обстоятельства и идеология раскрывали в людях все самое темное и жестокое. 22 июня 2022 года, в День памяти и скорби, публикуем подборку сильных и глубоких фильмов о фашизме.

«Список Шиндлера», 1993 год

«Список Шиндлера»

Режиссер Стивен Спилберг (1993)

Оскар Шиндлер (Лиам Нисон) — делец, виртуозно умеющий налаживать полезные связи и обзаводиться знакомствами с ключевыми фигурами из гестапо и СС. Благодаря этому ему легко удается наладить бизнес, а в качестве рабочей силы ему предоставляют уже бесправных на тот момент евреев.

Спилберг показывает семьи людей, которых сначала выселяют из квартир, лишая ценностей и основной части имущества, сгоняют в гетто, а затем под злорадные смешки поляков («Прощайте, жиды!») отправляют в концентрационные лагеря… Одновременно с этим Оскар Шиндлер начинает осознавать ценность каждой человеческой жизни. Постепенно спасение тех, кто обречен на смерть, становится его целью.

В финале кадры хроники: на могилу Оскара Шиндлера приходят выжившие благодаря ему евреи, их дети и внуки. Возможно, именно поэтому такая глубокая и тяжелая картина не оставляет депрессивного послевкусия. В каком-то смысле это — фильм-напоминание о том, что происходило в нацистской Германии и не должно больше никогда повториться на этой земле.

«Иди и смотри», 1985 год

«Иди и смотри»

Режиссер Элем Климов (1985)

В Беларуси есть местечко Хатынь. До Великой отечественной войны там была небольшая деревня, а сегодня — огромный мемориал. Весной 1943 года фашисты вынесли смертный приговор ни в чем не повинным людям: согнали все население Хатыни, 149 человек, от стариков до грудных младенцев, в сарай, заперли, облили бензином и подожгли.

Эта история не была единственной — каждый четвертый житель Беларуси стал жертвой нацистской политики «выжженной земли». Именно на территории этой республики в 1943 году и разворачивается действие фильма. Главный герой — деревенский подросток Флера — к финалу превращается в измученного и усталого старика. Ему приходится пройти через тяжелые испытания и стать свидетелем зверств, которые творили фашисты.

Расовая доктрина нацистов утверждала, что восточные славяне (то есть русские, белорусы и украинцы) — расово вырожденные, потерявшие свои нордические корни народы. «Генеральный план Ост», инструкции плана «Барбаросса» (плана захвата территории СССР) и другие распоряжения Гитлера фактически возводили в ранг государственной политики террор солдат вермахта по отношениях к гражданскому населению на территории нынешних Украины, Беларуси и России. Ответственности за преступления немецкие военные не несли.

Смотреть этот фильм, снятый на основе реальных событий, страшно. Но еще страшнее — осознавать, что все это происходило на самом деле. Что обычные люди оказывались способными на предательство, бессмысленную жестокость, граничащий с безумием фанатизм. Но и предать эти события забвению — значит не вынести уроков из истории, из самых мрачных ее страниц.

«Волынь», 2016 год

«Волынь»

Режиссер Войцех Смажовский (2016)

Для сохранения исторической достоверности картины на съемочной площадке по приглашению режиссера постоянно присутствовал историк. «Волынь» — первый фильм, в котором отражены исторические события на Волыни в 1943 году. Речь идет о «Волынской резне» — истреблении польского населения украинскими националистами.

Свидетелем геноцида становится героиня фильма — польская девушка, насильно выданная замуж за нелюбимого. Сюжет ее личной жизни разворачивается на фоне больших исторических событий — начала Второй мировой войны, прихода Красной Армии, оккупации немецкими фашистами, Холокоста и геноцида польского населения «отравленными националистической идеологией людьми» (слова публициста Лукаша Важеха).

Читать также:  Что такое имаго-терапия и когда она нужна | PSYCHOLOGIES

Критики восприняли фильм неоднозначно. Волынская резня — «неудобная» для некоторых часть истории. Но, сделав вид, будто ее не было, как и не учитывая обстоятельств, при которых все происходило, люди не смогут понять самих себя. По мнению кинокритиков, фильм «не осуждает взаимных прегрешений, не ведет к какому-либо политическому тезису. Он дает целостный образ мира, в котором зло ищет выход и находит его».

«Пианист», 2002 год

«Пианист»

Режиссер Роман Полански (2002)

Владислав Шпильман, польский еврей и один из лучших пианистов Польши начала XX века, написал автобиографию «Гибель города», которую с успехом экранизировал Роман Полански. На Каннском фестивале фильм получил Золотую пальмовую ветвь, а на следующий год — три «Оскара»: за лучшую мужскую роль, лучший сценарий и лучшую режиссуру.

И снова Польша, снова период оккупации немецкими нацистами. Как и в «Списке Шиндлера», мы видим, как польские евреи стремительно теряют имущество, свободу и само право на жизнь. Чудом избежавший отправки на «поезде смерти» Шпильман мыкается по Варшаве. Благодаря блестящей игре актера Эдриена Броуди мы буквально считываем состояние героя. Его мучает страх за свою жизнь и ощущение загнанности и полной зависимости от других людей. Кто-то прячет музыканта и дает ему еду, кто-то — предает и сбегает с собранным для него вспомоществованием.

В конце концов остается в живых он именно благодаря музыке. Сыграв немецкому офицеру Шопена, Шпильман не просто получает возможность прятаться от нацистов и дальше, но также получает еду и теплую шинель. Только ли дело в том, что голодный и загнанный еврей исполнил классическое произведение немецкого композитора? Очевидно, нет. Нацист, на руках которого наверняка кровь многих и многих людей, проявляет человечность — это сродни чуду, которое свершается на фоне развалин. Но ответить добром на добро после победы и спасти уже бывшего немецкого офицера Шпильману не удается. Разминувшись, они идут — каждый своей дорогой и с грузом собственного прошлого…

«Бабий Яр», 2003 год

«Бабий Яр»

Художественный фильм, режиссер Джеф Кэнью (2003)

Еще один пробирающий до глубины души фильм, снятый командой из Беларуси и Германии по реальным событиям. И здесь снова поднимается вопрос: как в обычных людях может проявиться столько немотивированной ненависти и жестокости? Картина воссоздает страшные события начала войны, когда в предместье Киева, в Бабьем Яру за два дня в сентябре 1941 года было убито 33 771 евреев, включая стариков, женщин и маленьких детей.

В Киев приходят немецкие войска и требуют, чтобы все евреи собирались в отведенном для этого месте. Все понимают, что их ждет при нацистах. К героине картины Наталье Лернер приходит ее лучшая подруга Лена Онуфриенко. Они близки уже три десятка лет и всю жизнь делят пополам девичьи мечты, радости и печали. Дружат их мужья и дети — две семьи, еврейскую и украинскую, многое объединяет…

Но в этот день перед Натальей стоит совсем чужая женщина: Онуфриенко с отвращением и злобой бросает ей: «Когда же вы подохнете, жидовские морды?» Для Лены, которая всю жизнь втайне завидовала подруге, это возможность получить просторное жилье и ценности еврейской семьи. В то же время Степан, муж Лены, пытается спасти часть семьи Лернеров — все вместе прячутся в лесу…

В фильме смешаны кадры хроники и игрового кино. И хотя актерский состав не блещет яркими именами и критики неоднозначно оценивают их игру, все сходятся в том, что фильм стоит посмотреть.

Особенно сильная сцена — финал, последние 10 минут, оставляющие нас в размышлениях о преемственности прошлого и будущего, о переплетении времен и судеб. И о том, что в каждом человеке, возможно, кроется Зло, которое способно проявиться при определенных обстоятельствах. Но есть и Свет, доброта, способность к самопожертвованию. И как действовать, какую часть себя проявлять — личный выбор и личная ответственность каждого из нас.